Проблемы с головой. Ученые выяснили, что происходит с мозгом пьяного!

Американские нейробиологи заявили, что алкоголь окисляется не в печени, как думали раньше, а прямо в мозге. В результате страдают отделы, отвечающие за координацию, память и контроль эмоций. При этом деградация продолжается и после полного отказа от спиртного.

Отравленный мозг

Когда человек выпивает бокал вина или кружку пива, попавший в организм этанол при помощи фермента алкогольдегидрогеназы (ADH) окисляется до ацетальдегида. А тот уже с участием ацетальдегиддегидрогеназы (ALD) превращается в ацетат, и тело его выводит. Если фермента мало — выработку контролирует ген ALD2 — ацетальдегид накапливается и вызывает тяжелое похмелье.

До последнего времени считалось, что этанол расщепляется в печени, а потом с кровотоком продукты распада попадают в мозг. Однако американские нейробиологи, наблюдавшие за мышами-алкоголиками, выяснили— есть еще один механизм, который, в частности, объясняет особенности поведения пьяных. Ученые обнаружили высокую активность фермента ацетальдегиддегидрогеназы в мозжечке — отделе мозга, ответственном за координацию. Эти данные они получили, изучив 11 срезов мышиного мозга и три образца человеческого. Кроме того, исследователи зафиксировали появление ацетата в мозжечке у живых мышей, которым дали немного алкоголя — из расчета один грамм на килограмм веса. При этом у грызунов, которым отключили ген ALD2, количество ацетата в мозге было намного ниже и, как следствие, проблем с координацией после употребления спиртного практически не возникало.

Авторы работы предположили, что этанол преодолевает гемато-энцефалический барьер — физиологический "фильтр" между кровеносной и центральной нервной системами. И сразу попадает в мозг. Там он превращается в ацетат, вызывая нарушения координации. Если фермента ацетальдегиддегидрогеназы нет, опьянение не наступает. Ученые пока не разобрались полностью в механизме расщепления этанола, но, по их мнению, именно он здесь главный, поскольку ацетальдегиду — основному виновнику отравления алкоголем — сложнее проникнуть в мозг.

Напиться до беспамятства

Помимо координации, алкоголь, особенно если человек пьет регулярно, вредит центру памяти и работе мозга в целом. К такому выводу пришли ученые из Оксфордского университета (Великобритания). Они проанализировали собранную медицинскими службами статистику за три десятилетия. В поле зрения оказались люди старше сорока, которые хотя бы раз в неделю выпивали бутылку пива — это около 140 граммов алкоголя. Помимо сведений о здоровье, привычках и образе жизни, в руки ученых попали и МРТ-снимки их мозга.

На втором этапе исследователи случайным образом выбрали из статистики сведения о 550 добровольцах и предложили им пройти несколько тестов на когнитивные способности. В следующие пять лет волонтеры еще несколько раз проходили испытания. После этого ученые проанализировали всю информацию. Когнитивные функции с возрастом снижаются у большинства пожилых, но у любителей алкоголя процесс идет быстрее.

Кроме того, как выяснили исследователи из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), чрезмерное употребление спиртного в преклонном возрасте грозит деменцией. Подросткам тоже опасно много пить: может уменьшиться объем неокортекса — он отвечает за сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и речь — и замедлиться развитие белого вещества мозга. Все это угнетает мыслительные способности.

Долгое влияние алкоголя

По данным немецких, испанских и итальянских исследователей, алкоголь продолжает вредить мозгу и через полтора месяца после последней капли спиртного. Больше всего страдают мозолистое тело, соединяющее друг с другом большие полушария, и гиппокамп, управляющий памятью и формированием эмоций.

Шесть недель ученые с помощью МРТ наблюдали за изменениями мозга мужчин-добровольцев, которые попали в больницу из-за чрезмерного употребления алкоголя. Все это время они не имели возможности выпить ни грамма горячительного. Однако несмотря на вынужденный сухой закон, деградация нервных клеток в белом веществе не прекращалась. Похожие дегенеративные изменения специалисты обнаружили и в мозге крыс, которых сначала пристрастили к алкоголю, а затем полностью лишили его. Пока исследователи точно не знают, как долго мозг продолжает страдать после полного отказа от спиртного. Провести более длительные наблюдения за людьми невозможно — программа лечения рассчитана примерно на шесть недель. Поэтому авторы работы планируют изучать мозг крыс с алкогольной зависимостью.